Символы имеют свою историю и, как часто бывает, связанные с ней мифы. Синий двенадцатизвездный флаг появился почти полвека назад, но только чуть более двух десятков лет назад стал официальным флагом Европейских Сообществ.

Идея родилась в Совете Европы - совершенно другой организации, созданной в 1949 году для защиты демократии и прав человека на послевоенном Старом континенте. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 25 октября 1955 года единогласно одобрила круг из 12 звезд на синем фоне в качестве своего символа. Два месяца спустя это решение подтвердил Комитет министров Совета Европы. ПАСЕ с самого начала призвала все европейские организации взять этот символ в качестве официального, чтобы укрепить идею солидарности всех институтов демократической Европы.

В 1979 году Европейский Парламент выступил с инициативой сделать этот флаг символом Европейских Сообществ. Проект резолюции был подготовлен вскоре после состоявшихся тогда первых всеобщих и прямых выборов в Европейский Парламент (раньше тот формировался из делегированных депутатов национальных парламентов). Приняли резолюцию лишь в апреле 1983 года. Европейский Совет в составе глав государств и правительств, собравшийся в 28-29 июня 1985 года на очередное совещание в Милане, одобрил предложение Комитета народов Европы (Комитета Адоннино) принять флаг в качестве символа Европейских Сообществ. Совет Европы (повторяю, это совершенно другая организация!) дал “добро”, чтобы “поделиться” своим флагом со столь мощным и перспективным объединением европейских стран.

Официально он считается символом Европейских Сообществ. В начале 1986 года Европейская Комиссия решила, что лучше всего приурочить принятие флага и гимна к 36-й годовщине исторического заявления Робера Шумана, которое принято считать основополагающим актом ЕС (9 мая 1950 года). В тот момент на столе у членов Комиссии было два похожих, но не одинаковых проекта. Один предлагал поставить большую букву “Е” в центр круга, образованного звездами, другой - принять флаг без изменений в том виде, в каком он появился в 1955 году в Совете Европы. В марте 1986 года во время очередной сессии Европейского Парламента в Страсбурге на традиционный рабочий ланч собрались его тогдашний председатель Пьер Пфлимлен, председатель Совета министров иностранных дел Ханс Ван ден Брук и глава Европейской Комиссии Жак Делор. Говорят, что начал разговор П. Пфлимлен, и он предложил принять без изменений флаг Совета Европы. Ж. Делор поддержал его.

Синее полотнище 26 мая 1986 года взвилось на флагштоках учреждений Сообществ, которые после вступления в силу Маастрихтского договора стали Европейским Союзом. С тех пор он используется широко и повсеместно.

История создания флага обросла мифами, которые кочевали по газетным статьям и книгам со ссылками на разных уважаемых или “близких к кругам” людей, переплетаясь с документальными фактами, так что порой трудно понять, где история, а где миф.

В 1953 году, когда дискуссия о флаге шла в Совете Европы, эта организация состояла из 15 членов, и поначалу предлагалось нарисовать на флаге по одной звезде на каждую страну. Но возникли сложности. Против пятнадцати звезд выступила Германия. В то время земля Саар была отделена от Германии и входила в Совет Европы как самостоятельный член. Немцы считали ситуацию временной, верили в возвращение Саара в Германию, а “саарская” звездочка на европейском флаге как бы закрепляла статус-кво. Французы ни за что не соглашались на четырнадцать по той же самой причине. Тринадцать сразу отвергли из суеверия, и остановились на двенадцати. Это число всем понравилось, потому что вызывало целый ряд ассоциаций: двенадцать знаков Зодиака, часов на циферблате, месяцев в году, апостолов, таблиц римского права, звезд в короне всадника из Апокалипсиса.

Позднее уже в Европейском Союзе вновь возникал вопрос о числе звезд. Когда в 1986 году флаг стал официальным символом Сообществ, в них было как раз 12 членов: только-только в том же году вступили Испания и Португалия. Но в 1995 году в ЕС влились Швеция, Финляндия и Австрия, и количество его членов выросло с 12 до 15.

Я хорошо помню, как коллеги в пресс-центре Европейской Комиссии на улице Брейдель на полном серьезе говорили о добавлении трех новых звездочек. Некоторые поспешили использовать это как образ в своих статьях о расширении ЕС. Флаг о 15 звездах несколько дней красовался в графических передачах Би-Би-Си. Официальному представителю Европейской Комиссии пришлось выступить со специальным заявлением и опровергнуть домыслы. Но идея уже гуляла по Европе, особенно долго в наклейках на автомобильные номера. Спустя еще год, переправляясь через Ла-Манш на пароме, я видел на британских машинах синие овальные наклейки с буквами GB в окружении 15 звезд.

Некоторые мифы о происхождении двенадцати звезд не совсем безобидны, потому что эксплуатируют религиозные мотивы, что само по себе чуждо идеологии ЕС. Агентство “Зенит” в сообщении из Рима от 7 декабря 1999 года ссылалось на рассказ самого 80-летнего страсбургского художника Арсена Хейтца. Это он в 1955 году победил в конкурсе Совета Европы на лучший проект европейского флага. Его якобы вдохновил образ Девы Марии из только что прочитанной книги о ее явлении на парижской улице Бак. В традиционной иконографии двенадцать звезд на синем фоне - это образ непорочного зачатия.

В 1989 году Пол Леви, который с 1949 по 1966 год был пресс-секретарем Совета Европы, заявил, что министры и парламентарии не руководствовались никакими религиозными идеями при выборе проекта флага. Он счел очень важным выступить с этим опровержением, потому что множились мифы, исходящие главным образом из радикальных католических кругов и нередко с антисемитским подтекстом. Они пытались доказать, что европейская эмблема предназначена для прославления Девы Марии и ассоциируется с текстом Апокалипсиса. С другой стороны, якобы католическое происхождение символа использовали лютеранские круги. Они утверждали, что Европейский Союз основан на католических идеях, то есть элитарных, недемократических, и поэтому не подходит выросшим на лютеранской традиции и следовательно - более демократическим странам Северной Европы. Радикалы утверждали, что ЕС - это выполнение пророчеств из Книги Откровений о возрождении Римской империи. И приводили строки из этой книги о небесном знамении в виде женщины с венцом из двенадцати звезд. Напоминали, что в знаменитом Страсбургском соборе есть старинный витраж, который удивительно напоминает современную европейскую эмблему.

Бытовал и вовсе конспирологический сюжет о том, что решение о выборе проекта флага келейно принималось в Совете Европы малой группой представителей католических стран, которые потом не объяснили своего религиозного замысла. А доверчивые протестанты проштамповали это решение. Иными словами, их попросту надули, и теперь все некатолики вынуждены, поклоняясь европейскому флагу, фактически против своих убеждений, молиться Деве Марии.

Как бы то ни было, сейчас уже мало кого занимают эти мифы и мало кто связывает флаг ЕС с религиозным подтекстом.

Что касается гимна ЕС - оды “К радости”, то Бетховен в 1823 году сочинил захватывающий финал своей Девятой симфонии на текст Фридриха фон Шиллера от 1785 года, сто восемь строк которого наполнены религиозной символикой. Тогда по-другому и не писали. Стихи выражают идеалистическое видение Шиллером будущего человечества, когда все люди станут братьями. Бетховен разделял эту красивую мечту.

Как и в случае с европейским флагом, выбор гимна принадлежит Совету Европы. В 1972 году он принял решение считать эту музыку европейским гимном и попросил выдающегося дирижера Герберта фон Караяна написать три ее аранжировки: для фортепиано, духовых инструментов и симфонического оркестра. В 1985 году главы государств и правительств приняли его как гимн Европейских Сообществ, впоследствии - Европейского Союза. Его предназначение не в том, чтобы заменить национальные гимны стран ЕС, а чтобы прославить ценности, которые они все разделяют, их единство в разнообразии.

Этот гимн не поют: в Европе много языков, на которые стихи Шиллера не переводились. Даже на английском я нашел только подстрочник. Да и вряд ли есть смысл переводить для современных целей поэму, принадлежащую своему времени. Без слов, интернациональным языком музыки, гимн возвеличивает идеалы свободы, мира и солидарности, к которым стремится Европа.

Александр МИНЕЕВ

Нравится эта статья? Подпишитесь на RSS-ленту и получите еще больше классной информации!